1.1. Библиотека - информационное, культурно-просветительное, некоммерческое учреждение культуры, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
1.2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ 4-мя частями, Федеральными законами: «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» № 3612-1 (ред. от 29.12.2006) ( с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008), «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 29.12.1994 г. (ред. от 26.06.2007), «О средствах массовой информации» № 2124-1 от 27.12.1991 г. (ред. от 24.07.2007). «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г., «О государственной тайне» № 5485-1 от 27.01.1993 г. (ред. от 01.12.2007) ( с изм. и доп., вступающими в силу с 15.12.2007), «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. , законами Иркутской области «О библиотечном деле в Иркутской области» № 46-03 от 18.07.2008 г., «Об административной ответственности за правонарушения в сфере библиотечного дела в Иркутской области» № 122-03 от 10.12.2007 г. и иными правовыми актами РФ и Иркутской области, регулирующими вопросы библиотечного дела, и Уставом МБС. утвержденным (дата, номер).
1.3. Библиотека общедоступна, т. е. предоставляет возможность
пользования фондом и
услугами всем гражданам без ограничений по уровню образования и специальности^
независимо от
пола, возраста, национальности, политических убеждений и отношения к религии, а
также
юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм собственности
(ФЗ «О
библиотечном деле» № 78-ФЗ от 29.12.1994 г. (ред. от 26.06.2007). ст. 1).
Порядок доступа к фонду библиотеки, перечень основных услуг и условия их предоставления устанавливаются настоящими Правилами в соответствии с Уставом МУК ЦБ (Перечень платных услуг см. в Приложении к Правилам пользования).
1.4. Основной целью деятельности библиотеки является обеспечение всем гражданам возможности:
• свободного доступа к информации, приобщения к культурным ценностям, накопленным человечеством во всех сферах его деятельности;
• получение информации о процессах, протекающих во всех сферах современного общества,
• проведение досуга, общение в группах, сформированных по интересам.
Для достижения этих целей библиотека предоставляет свои фонды во временное пользование через систему отдела обслуживания, осуществляет справочно-информационное обеспечени информационных потребностей пользователей, организует культурно-массовые мероприятия, внедряет новые технологии (Устав МБЦ ЦБ).
2. Права пользователей
библиотеки
2.1. Пользователем МУК ЦБ может стать каждый гражданин независимо от социального положения, политических убеждений, пола, возраста, национальности, вероисповедания, проживающий на территории города, по предъявлению документов, удостоверяющих его личность, а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей (согласно Правилам пользования, п.п.7, 8).
2.2. Лица, которые не могут
посещать библиотеку в силу преклонного возраста, с ограниченными возможностями,
имеют право получать документы из фонда библиотеки через заочные формы обслуживания, обеспечиваемые дополнительным
финансированием из городского бюджета и городских целевых программ (ФЗ «О
библиотечном деле», ст. 8).
2.3. Иногородние и иностранные граждане, а также лица без гражданства обслуживаются в библиотеке в соответствии с Уставом и Правилами пользования (при предъявлении удостоверения личности, только в читальном зале, в редких случаях под залог).
2.4. Все пользователи библиотеки имеют право:
• бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования:
• бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
• бесплатно получать во
временное пользование документы из библиотечных фондов в соответствии с
Правилами пользования;
• получать документы или их копии по межбиблиотечном}' абонементу из других библиотек за плату (по Прайс - листу платных услуг);
• пользоваться другими дополнительными (сервисными) услугами (см. приложения)
2.5. Пользователи библиотеки также имеют прав
• участвовать во всех культурно-просветительских мероприятиях библиотеки;
• входить в состав различных советов при библиотеке; высказывать свои мнения и суждения о деятельности библиотеки и отдельных работников директору библиотеки, вносить предложения по улучшению работы библиотеки и ее структуры;
• получить информацию о деятельности библиотеки по формированию и использованию фондов;
• обжаловать в суде действия должностных лиц библиотеки, ущемляющих их права;
• получать информацию о различных сторонах деятельности библиотеки.
2.6. Юридические лица обслуживаются в библиотеке на основе договорных отношения.
3. Обязанности пользователей.
3.1 Придя в библиотеку, пользователь обязан снять верхнюю одежду.
3.1. Пользователи библиотек обязаны:
- быть вежливыми и не нарушать правил общественного поведения;
- бережно относиться к документам, полученным из фондов библиотеки, проявлять постоянную заботу об их сохранности;
- при получении документов тщательно их просматривать и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов сообщать об этом библиотекарю;
- возвращать документы в установленный срок;
- не выносить из помещения библиотеки документы из фондов в том случае, если они не записаны в читательском формуляре или других учетных документах;
- не делать в документах никаких пометок, подчеркиваний и т. п.;
- не вырывать и не загибать страниц,
- не нарушать расстановки фонда в библиотеке, не вынимать карточки из каталогов и картотек.
3.4. Пользователи, нарушившие
Правила пользования библиотекой, причинившие ущерб библиотеке, компенсируют его
в установленном порядке, а также несут административную, уголовную ответственность в случаях, предусмотренных законодательством РФ
3.5. При иных случаях нанесения вреда имуществу или персоналу' библиотеки пользователи несут ответственность в соответствии с действующих законодательством (ГК и УК РФ).
3.6. При
неоднократном нарушении Правил пользования библиотекой пользователи могут быть
переведены на залоговое обслуживание или лишены права пользования библиотекой
на сроки,
установленные администрацией библиотеки.
4. Права библиотеки
Определяются в соответствии с ФЗ «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 29.12.1994 г. (ред. от 26.06.2007) (ст. 13), Гражданским кодексом РФ (ч. 1, ч. 4), Уставом МУК ЦБ, Положением муниципальной библиотеке, законом Иркутской области «О библиотечном деле в Иркутской области» № 46-03 от 18.07.2008 г.
5. Обязанности библиотеки
5.1. Библиотека обязана:
• создавать все условия для осуществления прав пользователей на свободный доступ к информации и документам из фонда библиотеки;
• изучать и наиболее полно удовлетворять запросы пользователей. Не допускается использование сведений о читателе и его чтении, кроме научных целей и улучшения организации обслуживания;
• содействовать формированию у пользователей информационных потребностей, принимать меры к привлечению населения к чтению и пользованию библиотекой;
• осуществлять библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание, используя новые технологии;
• беспечивать высокую культуру обслуживания пользователей, оказывать им помОщь в выборе необходимых произведений печати и других материалов путем устных ' консультаций, предоставления в их пользование справочно-поискового аппарата библиотеки;
• осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фонде библиотеки документов в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими их сохранность и рациональное использование, а произведений печати и других материалов, являющихся памятниками истории и культуры - с соблюдением требований законодательства РФ;
• систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных документов;
• при выдаче документов из фондов и при возвращении их пользователями тщательно просматривать документы и в случае обнаружения каких-либо дефектов делать соответствующие пометки на самом документе;
• не использовать персональные данные пользователей в целях, не связанных с целями их обслуживания.
6. Порядок
записи пользователей в библиотеку.
6.1. Запись в библиотеку осуществляется на основании Положения об
обработке персональных
данных читателей по предъявлению документа, удостоверяющего личность. Дети до
14 лет
записываются на основании документов, удостоверяющих личность их законных
представителей и
их поручительства (ГК. ст. 361-363. 367).
6.2. При записи в библиотеку вносится единовременный страховой взнос.
6.3. При записи в библиотеку пользователь должен ознакомиться с
Правилами пользования
библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на
читательском
формуляре (ГК, ст. 26. п. 1). При перемене местожительства, изменении фамилии и
других
изменениях пользователь должен сообщить об этом в библиотеку.
6.4. Ежегодно
библиотека проводит перерегистрацию пользователей, во время которой
пользователи обязаны вновь предъявлять документ, удостоверяющий личность.
7. Правила пользования абонементом
7.1. Абонемент -
форма индивидуального обслуживания, осуществляющее выдачу документов для
пользования вне библиотеки на определенный срок (15 дней) и на определенных
условиях.
7.2. Граждане, проживающие и имеющие постоянную прописку районе
обслуживания
библиотеки ()ДБ. ЦБ, и библиотек - филиалов), имеют право пользоваться
абонементом, записавшись в
соответствии с порядком записи в библиотеку (п. 6 Правил). В целях сохранности
фондов граждане,
имеющие временную прописку или прописанные и проживающие в другом населенном
пункте
района, имеют право пользоваться абонементом только под залог (по решению
библиотеки) и в
соответствии с Положением о залоге.
Для абонемента детского отдела библиотеки и абонемента детской библиотеки основными группами читателей, имеющими право пользования абонементом, являются: дети до 14 лет, их родители, учителя, воспитатели, сотрудники учреждений, работающих с детьми. Остальные группы пользователей могут обслуживаться на абонементе детской библиотеки и на абонементе детского отдела библиотеки под залог (по решению администрации библиотеки).
7.3. Пользователь может получить одновременно на дом не более 3-х
документов на срок 15
дней, за исключением новых документов повышенного спроса (не более одного),
срок
пользования которыми составляет 5 дней.
7.4. Пользователь может продлить срок пользования документом лично или
по телефону не более
2-х раз. если на документ нет спроса со стороны других пользователей.
7.5. Библиотекарь
через 15 дней напоминает пользователю письменно или по телефону о
необходимости возврата документов. Если документы не возвращены, библиотека
может применить по
отношению к пользователю следующие меры:
• перевести пользователя на обслуживание только в читальном зале или под залог;
• лишить права пользования библиотекой постоянно или на конкретный срок.
7.6. Пользователь обязан расписаться за каждый выданный ему документ, при возвращении документа расписка пользователя погашается подписью библиотекаря. Дошкольники и учащиеся 1-3 классов за получение на абонементе документов не расписываются. Гарантом является заявление родителей и других законных представителей.
7.7. Формуляр читателя библиотеки является обязательной формой библиотечного учета и статистики, удостоверяющей даты и факт выдачи читателю документов и приема их библиотекарем. На руки читателю не выдается.
8. Правила пользования читальным залом.
8.1. Читальный зал - структурное подразделение отдела обслуживания библиотеки, предоставляющее пользователям во временное пользование документы из фондов библиотеки для работы только в читальном зале.
8.2. Запись в читальный зал производится в соответствии с порядком записи в библиотеку (п. 6 Правил).
8.3. Читальный зал обслуживает всех желающих только по предъявлению страхового взноса. В случае отсутствия этого документа гражданин получает право при плате страхового взноса.
8.4. Число документов, выдаваемых для пользования в читальном зале, не ограничивается, за исключением редких и особо ценных изданий.